ЭПИЛЕПСИЯ И ОБУЧЕНИЕ



Образование

Большинство страдающих эпилепсией детей посещают обычные общеобразовательные школы и могут полноценно участвовать в занятиях, как предусмотренных школьной программой, так и выходящих за ее рамки. Это относится даже к тем детям, у которых эпилепсия полностью не контролируется. Важно, чтобы учителям, а также школьному врачу и медицинской сестре было известно, что данный ребенок болен эпилепсией, даже если в настоящее время припадки у него контролируются. Тогда они будут знать, чего можно ожидать и что делать в случае припадка у ребенка. Преподаватель может также привлечь школьников данного класса к уходу за ребенком после приступа, причем это очень важно по двум причинам. Во-первых, дети учатся оказывать помощь людям во время припадков, и, во-вторых (вероятно, это еще важнее), они видят, что не нужно бояться или проявлять излишнее беспокойство, если у кого-то случится приступ. Следует надеяться, что у будущих поколений подобная практика будет способствовать уменьшению неправильного понимания эпилепсии и связанных с ней социальных предрассудков.

Примерно 1/5 больных эпилепсией детей не могут посещать обычную школу. Иногда это просто обусловлено разнообразными и частыми припадками, не поддающимися полному контролю. Однако чаще причина заключается в том, что, помимо эпилепсии, эти дети имеют такие дополнительные проблемы, как посредственные или низкие умственные способности и физические недостатки, либо то и другое.

Большинство этих детей посещают специальные школы, обычно расположенные неподалеку от их дома. В подобных случаях в Великобритании, согласно положениям Закона об образовании, делают оценку или заключение об учебных потребностях ребенка, с тем чтобы выбрать для него наиболее подходящую школу. Такое заключение делают на основании отчетов врачей (включая больничного врача), учителей, клинических психологов, терапевтов и любых других специалистов, имевших дело с данным ребенком.

Окончательное решение о выборе школы принимают родители. Около 1—2 % всех страдающих эпилепсией детей нуждаются в специальной школе для детей с этим недугом. Обычно это школы закрытого типа или интернаты, персонал которых специально подготовлен для обуче ния детей с эпилепсией, оказания им помощи во время припадков и общей поддержки. Одно из дополнительных преимуществ таких школ состоит в том, что они предусматривают изоляцию от семьи, поскольку это позволяет избежать чрезмерной опеки со стороны многих родителей, лишающих своих детей возможности участвовать в нормальной социальной деятельности. Разумеется, подобное отношение родителей не всегда соответствует наилучшим интересам ребенка, будь то контролирование припадков или приобретение им жизненного опыта, необходимого для достижения той или иной степени независимости. Существующая в таких школах атмосфера поощряет уверенность в собственных силах.

Иногда больные эпилепсией дети, даже не страдая частыми припадками, могут плохо учиться в школе. В редких случаях это объясняется тем, что у ребенка на самом деле случается гораздо больше абсансов или сложных частичных приступов. Их прежде всего могут выявить его учителя. В таких ситуациях ЭЭГ может подтвердить, что ребенок имеет частые припадки. Еще одна редко встречающаяся причина (но она часто выдвигается): плохая успеваемость является результатом действия противоэпилептических препаратов. Однако, если у ребенка не наблюдается чрезмерной сонливости или вялости, лекарства скорее всего не оказывают существенного влияния на успеваемость.

Исключение составляют фенобарбитал и фенитоин, которые могут негативно воздействовать на концентрацию внимания ребенка и, следовательно, на его умственный потенциал. В,таких случаях может потребоваться определение уровней лекарств в крови. Чаще всего проблемы с успеваемостью страдающего эпилепсией ребенка объясняются тем, что в основе умственной отсталости и эпилепсии лежит общая причина, связанная с аномальным развитием или повреждением головного мозга (например, после менингита или травмы головы). В таких ситуациях педагог-психолог должен оценить сильные и слабые стороны ребенка и дать рекомендации о наиболее подходящей для него школе (заключение об учебных потребностях ребенка, упомянутое на с. 153). Иногда причина плохой успеваемости может иметь семейный характер, т.е. другие члены семьи также испытывают трудности в учебе, не имеющие ничего общего с эпилепсией.


Общество проявляет достаточную заботу о детях в возрасте до 16 лет — как в образовательном, так и в медицинском плане. Трудное время наступает после достижения этого возраста, когда ребенок вступает в «подростковый» период, со всеми его переменами в социальной жизни, семейных отношениях и образовании. Часто этот период труден даже для тех, у кого нет эпилепсии.

Многие изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют особого внимания.
• Может измениться тип припадков, особенно если эпилепсия началась в раннем детстве. Такие изменения могут включать учащение сложных частичных и генерализованных тонико-клонических припадков и уменьшение частоты абсансов и миоклонических (судорожных) припадков. • Для поддержания контроля за эпилептическими припадками может потребоваться изменение медикаментозного лечения. Иногда это связано с изменением дозы или даже применением других препаратов.
• Молодые люди могут с трудом регулярно принимать противоэпилептические средства или намеренно отказаться от них. Чаще это наблюдается среди тех подростков, которым диагноз поставлен недавно и которым трудно примириться с ним и с необходимостью регулярного лечения. Возможно, это лишь частичное проявление общего протеста — против своего состояния, лечения, врачей, семьи, друзей и даже самой жизни. Молодому человеку с такими вполне понятными реакциями лучше всего поговорить с кем-нибудь о своем заболевании и всех связанных с ним проблемах. Наилучшими собеседниками могут оказаться друзья, но это бывает не всегда, поэтому весьма желательно, чтобы молодой человек поделился своими чувствами с членами семьи или понимающим ситуацию врачом.
• Существует ряд возможностей для продолжения образования после окончания обычной школы. Многие молодые люди, больные эпилепсией, заканчивают школу более успешно, чем другие, и затем поступают в колледж или университет. Важно, чтобы их кураторы и экзаменаторы знали о страдающих эпилепсией студентах, поскольку это способствует лучшему пониманию их проблем и участию. Студенты, живущие в общежитии или снимающие квартиру, должны сообщить друзьям и преподавателям о своем состоянии.
• Большинство педиатров считают нецелесообразным продолжать ведение больных, достигших возраста 16 лет. У молодых людей в возрасте 17—18 лет зозни-кают вопросы и потребности, свидетельствующие о том, что они становятся взрослыми. Слишком часто перевод таких больных из педиатрических во взрослые службы плохо планируется. Семейный врач

Избранные статьи