ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1-го ГОДА

Психическое развитие детей 1-го года

Психическое развитие новорожденного проверяют по состоянию анализаторных функций (зрительное сосредоточение в течение 5—7 секунд, прослеживание за медленно движущимся предметом, наличие реакции на яркий свет, звуковые, тактильные и вкусовые раздражители). Новорожденный произносит гортанные звуки, проявляет удовольствие, радость и огорчение выражением глаз, гримасой, плачем. После 3 месяцев оценку психического развития проводят на основании общения с ребенком. Ребенок улыбается при ласковом обращении к нему, гулит, берет игрушку руками и тянет ее в рот. К 5—6 месяцам ребенок различает близких, с 7—8 месяцев начинает говорить отдельные слоги, а с 1 года выполняет отдельные инструкции. Необходимо учитывать, что задержка моторного развития может привести к задержке психического развития, так как ограничивает возможность восприятия внешнего мира.

Краткая схема нервно-психического развития ребенка 1-го года жизни:

Психическое развитие детей 1 месяца.

Мышечный тонус несколько повышен. Преобладает флексорная гипертония мышц. Ручки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного отведены. В положении па спине и на животе ребенок поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. В положении на животе приподнимает голову на 1—2 секунд, на раздражения реагирует общей двигательной активностью. Жмурится при ярком свете. Моргает при неожиданно громком громком шумe, а также при прикосновении к краям век. Предпочитает сладкую воду, В положении на спине наблюдается зрительное сосредоточение: в течение 5—7 секунд ребенок прослеживает за медленно движущимся предметом, находящимся на расстоянии 0,1—1 метр, в пределах 60°. Глаза следуют за предметом с опозданием. Отсутствуют содружественное движение головы и бинокулярное зрение. Ребенок произносит гортанные звуки, иногда сочетающиеся с плачем или кашлем.

Психическое развитие детей — 2 месяца:

Нарастает объем активных движений. Ребенок периодически разжимает кулачки и отводит руки в стороны, поднимает их вверх выше плеча. В положении на животе удерживает голову более продолжительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но она еще «болтается». На раздражение отвечает слабой общей двигательной реакцией. При купании производит плавательные движения. При неожиданно громком звуке вздрагивает, следит взглядом за звучащим предметом. Хорошо фиксирует взгляд и прослеживает движущийся предмет в пределах 90°. Движения глазных яблок координированы, появляется содружественное движение головы и конвергенции. Фиксация взора наблюдается не только в положении на спине, но и на животе и в вертикальном положении. При ласковом обращении ребенок улыбается, гулит. Начинает воспроизводить отдельные гласные звуки.
Начинает угасать реакция опоры и автоматическая походка. Другие врожденные рефлексы выражены. Постепенно появляется физиологическая астазия — абазия т.е. не стоит не ходит. Начинают развиваться выпрямляющие рефлексы положения: а) шейный рефлекс на весу в положении на животе (ребенка держат на руках на животе). При этом он отклоняет голову назад и удерживает ее 5—40 секунд; б) шейный рефлекс на весу в косом положении (ребенка кладут на левый бок на правую руку врача, лицом к врачу). В этом положении ребенок сгибает голову и плечевой пояс и поднимает правую ногу.

Психическое развитие детей в 3 месяца.

Увеличивается объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок поднимает руки вверх, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Двигательная реакция на раздражение более дифференцирована. Ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении. В положении на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Поворачивается со спины на бок. При попытке поднять его за руки из положения на спине он сгибает голову. Отдергивает конечности при уколе их. Хорошо различает сладкое, нейтральное и горькое. Лицо оживляется на звуки голоса. Улавливает неподвижные предметы, пристально смотрит на лица, поворачивает голову на голос матери, пытается рассмотреть игрушку в руке. Поворачивает голову и следит за объектом под углом 180°. Улыбается, иногда смеется. Улыбка сопровождается двигательной активностью, общей оживленностью. Ребенок гулит, дольше тянет гласные звуки.
В 3 месяца возрастает влияние коры и начинают исчезать безусловные рефлексы. Ослабевают рефлексы Моро, шейные тонические и хватательный. Выявляется рефлекс положения на спине (при поддерживании ребенка под спину он сгибает голову и поднимает ноги, что сопровождается хорошим сокращением мышц живота). При виде груди или бутылки с молоком ребенок оживляется и готовится к кормлению. В начале 4-го месяца тянется к игрушке и схватывает ее.
Психическое развитие детей — четыре месяца. Исчезает физиологическая флексорная гипертония. Движения конечностями более дифференцированы. Ребенок активно и часто поворачивается со спины на бок. При потягивании за руки садится и сидит с поддержкой. В положении на животе опирается на предплечья под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. Рефлексы Моро, шейные тонические выражены в рудиментарной форме. Исчезают хватательный рефлекс и рефлекс ползания. При вертикальном подвешивании на руках вверх головой ребенок начинает расправлять ноги. Двигает пальцами рук, тянется к игрушке, хватает ее, ощупывает и тянет в рот. Поворачивает голову по направлению звука. Следит внимательно за движущимся объектом. Оживляется в предчувствии еды. Улыбается, смеется, издает громкие звуки, более четко произносит гласные.

Психическое развитие детей — 5 — 6 месяцев.

Ребенок сидит при поддержке за одну руку, а иногда самостоятельно, но во время сидения еще отмечается кифоз позвоночника. Поворачивается со спины на живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает голову и грудную клетку. Берет игрушки в руки, играет с ними. В положении на животе может опираться на одну руку и перемещать все тело с одной руки на другую. Поворачивает голову и глаза по направлению звука. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Манипулирует игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Различает знакомые лица. Произносит согласные звуки, а иногда слоги «ба», «па», «ма», «дя». Рефлекс Моро исчезает. При вертикальном подвешивании головой вверх ноги разогнуты, а головой вниз — руки вытянуты к полу, т. е. появляется защитная экстензия конечностей.

Психическое развитие детей 7 — 8 месяцев.

Ребенок самостоятельно хорошо сидит, самостоятельно садится из положения на спине. С помощью рук садится из положения на спине и на животе. При поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Встает на четвереньки, делает попытки ползать. Выражена защитная экстензия рук вперед и в стороны, что позволяет сохранять равновесие при сидении. Преобладает бинокулярное зрение. Ребенок протягивает руки к родителям, к знакомым. Хлопает в ладоши. Различает знакомые голоса, слушает тиканье часов около уха. Проявляет неприязнь или радость к различным видам пищи. Боится незнакомых. С удовольствием общается с людьми, требует к себе внимания. Хорошо знает родителей. При появлении новых предметов выражает интерес. Начинает складывать слоги. Исчезает рефлекс опоры.

Психическое развитие детей 9—10 месяцев.

В этом возрасте ребенок ползает, поднимается и становится на ноги, держась за барьер. Стоит при поддержке за одну руку. Садится из лежачего положения с помощью одной руки. Подражает движениям взрослых. Берет игрушки двумя пальцами, собирает игрушки в одно место. Прощаясь со взрослыми, машет им рукой или говорит «бай-бай». Различает любимые игрушки. Выборочно относится к незнакомым людям. Выполняет простые задания, понимает запрет. Говорит «мама», «папа», «дядя». Выражен рефлекс Ландау.

Психическое развитие детей — 11—12 месяцев

. Ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке на одну руку. Может сделать самостоятельно несколько шагов, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку. Обследует незнакомые предметы руками и глазами. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук. Ходит за каталкой. Знает название многих предметов, локализует болевую точку. Слушает музыку, различает отдельные шумы, звуки, неприятные запахи. Хорошо знает близких, любит детей. Ест самостоятельно ложкой. Выполняет ряд инструкций. Говорит отдельные слова. Сосательный рефлекс ослабевает, рефлекс Ландау выражен.

ЕЩЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

ПОЛЕЗНО:НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ
ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 3 ЛЕТ ЖИЗНИ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕНА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Избранные статьи