Критерии диагностики когнитивных нарушений



Критерии диагностики когнитивных нарушений по МКБ-10


Легкие когнитивные нарушения

• Состояние характеризуется снижением памяти, трудностями в обучении, сниженной способностью концентрироваться на выполнении какой-либо задачи на длительное время.
• Ощущение психической усталости при выполнении умственной задачи.
• Обучение новому представляется субъективно трудным, даже когда объективно оно успешно.

Деменция [F00-F03]

• Нарушения памяти, которые проявляются в нарушении способности к запоминанию нового материала, в более тяжелых случаях - также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации.

Нарушения проявляются как в вербальной, так и в невербальной модальности. Мнестические расстройства должны быть объективизированы при помощи нейропсихологических методов исследования.

• Нарушение других когнитивных функций, таких как способность к выработке суждений, мышление и переработка информации.
• Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания.
• Нарушение эмоционального контроля либо изменение социального поведения - по меньшей мере, одно из следующих: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия и асоциальное поведение.

NB! Сохранение симптоматики не менее 6 месяцев.
Кроме того, существуют критерии диагностики умеренных когнитивных нарушений, не входящих в МКБ-10, но существенных при диагностике когнитивных расстройств:

• Жалобы на снижение памяти или повышенную утомляемость при умственной работе.
• Объективные свидетельства снижения памяти, внимания или способности к обучению (по нейропсихологическим тестам).
• Уровень нарушений недостаточен для диагностики деменции.
• КН имеют органическую природу.

Диагностические критерии деменции по DSM-IV и DSM-V

DSM-IY - нозологическая система, которая была принята в США с 1994 года. 18 марта 2013 года ее сменила система DSM-Y.DSM-IY - нозологическая система, которая была принята в США с 1994 года. 18 марта 2013 года ее сменила система DSM-Y.

В рамках системы DSM-IV актуален осевой принцип, при формулировке полного диагноза учитываются:

• наличие или отсутствие психического заболевания (ось 1);
• наличие или отсутствие фоновой психопатии (ось II);
• наличие или отсутствие соматического заболевания (ось III);
• наличие или отсутствие усугубляющих психосоциальных факторов (ось IV);
• общий уровень адаптации (ось V).

DSM-IV предлагает следующие диагностические критерии:

A. Нарушение памяти как в виде сложностей при активном воспроизводстве информации, так и в виде недостаточности узнавания материала.
B. Нарушение других когнитивных функций, по крайней мере одной из следующих: праксис, гнозис, речь, управляющие функции.
C. А и В выражены в такой степени, что независимо друг от друга оказывают клинически значимое негативное влияние на повседневную жизнь.
D. Нарушение памяти и других когнитивных функций развивается в результате установленного органического поражения головного мозга.
E. Нарушение памяти и других когнитивных функций отмечается на фоне ясного сознания пациента.

В DSM-V предложен ряд изменений, связанных с когнитивными расстройствами. Нейрокогнитивные расстройства представляют собой отдельный раздел в рамках новой классификации. В DSM-Y вместо термина «деменция», актуального для DSM-IV, используется термин Neurocognitive Disorder (Major Neurocognitive Disorder).

Критерии деменции в DSM-Y переработаны, в том числе и в целях включения Mild Neurocognitive Disorder (легкого когнитивного расстройства), которое в DSM-IV не содержалось в базовой части.

Необходимость включения обусловлена потребностью адекватного описания состояния людей, которые имеют когнитивные нарушения, однако они не совпадают с критериями, предложенными в DSM-IV для деменции. Это чрезвычайно актуально, в первую очередь, для людей с болезнью Альцгеймера, у которых первые проявления когнитивного снижения могут быть задолго до предварительного и верифицированного диагноза. Внедрение Mild Neurocognitive Disorder в классификацию дает возможности для лечения таких пациентов.

В DSM-V содержится 10 подтипов базовых когнитивных расстройств, и для каждого из них имеются свои критерии и описание. Многие из этих расстройств были и в DSM-IV, однако в новой версии каждое расстройство описывается отдельно и более глубоко.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 3 ЛЕТ ЖИЗНИ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕНА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Избранные статьи